В условиях российского рынка роль андеррайтера выполняют преимущественно коммерческие банки, обладающие значительными свободными финансовыми ресурсами
Андеррайтинг - хороший способ нивелировать негативные факторы, сдерживающие развитие рынка ценных бумаг в России (в частности, высокую общую нестабильность) и инфляцию. Он как воздух необходим именно инновационным предприятиям и предпочтительнее обычного банковского кредита. Дело в том, что при его применении риски распределяются между всеми держателями акций пропорционально их количеству и сравнительно малы, а прибыль в виде дивидендов вполне осязаема. В процессе андеррайтинга, во-первых, можно найти инвесторов, которые искренне заинтересованы в развитии данной отрасли, проведении исследований или в выпуске новой продукции, что дает возможность установить долгие и плодотворные отношения на взаимовыгодных условиях (не всякая, даже дорогая, реклама способна обеспечить такие перспективы). Во-вторых, и после реализации программы денежные вливания не иссякают. Они получают новую дополнительную подпитку за счет повышения курса акций, улучшения кредитной истории и репутации фирмы. И, наконец, еще один аргумент в пользу андеррайтинга - доступность для самых мелких инвесторов. Это в наших условиях немаловажно.
Что касается предприятия, то, приступая к выпуску акций и облигаций, оно, помимо всего прочего, получает возможность вовлечь в это полезное дело своих работников. В таком случае возникает их дополнительная материальная заинтересованность в успешном развитии своего завода, фабрики или научно-производственного центра.
Если же свободных средств для того или иного инновационного проекта нет в достаточном количестве внутри страны, то андеррайтинг позволяет привлечь их из-за рубежа, без ущерба и ущемления национального производства. Ведь все технологии, рабочие места и продукты остаются здесь, а на расчетный счет иностранным инвесторам отчисляется только часть прибыли в виде дивидендов.
Наряду со столь существенными преимуществами привлечения средств с помощью андеррайтинга у него есть и ряд недостатков. Например, новизна. Хотя это не однозначный минус, но в нашей стране всегда с опаской относятся ко всему новому и перестраиваются медленно. Широко распространенный на Западе, у нас андеррайтинг только начинает утверждаться. Опыта еще мало, а проверять на себе решаются лишь очень немногие.
Вторая проблема вытекает из первой. Поскольку дело это новое, то пока не сформировались ни четкая система, ни государственные стандарты. Все условия размещения обговариваются в договоре, заключаемом непосредственно между эмитентом и синдикатом андеррайтеров. Такая форма не дает безусловных гарантий, и эмитенту приходится в основном полагаться на доброе имя и деловой авторитет андеррайтеров. Правда, сравнительно недавно саморегулируемая организация ”Национальная фондовая ассоциация” сформировала ”Стандарты деятельности по андеррайтингу”. Конечно, они носят рекомендательный характер, но и это уже во многом облегчает задачу пользования данным институтом.
Есть еще одна проблема, во многом психологическая. Однажды обжегшись на финансовых пирамидах (МММ) многие мелкие частные инвесторы вообще не доверяют ценным бумагам, особенно тем, которые выпускают новые, недавно созданные предприятия, использующие пока непонятные инновационные технологии. Но эта проблема во многом устраняется синдикатом, поскольку он занимается размещением, и ценные бумаги эмитента гарантируются репутацией и финансами каждого члена синдиката. Довериться профессионалам значительно легче, чем частной незнакомой компании. Да и ответственность распределяется между всеми участниками соглашения, а вероятность того, что одновременно у всех будет спад, значительно меньше.
Если вы выходите на рынок с новой продукцией и нужно преодолеть так называемый входной барьер и выдержать конкуренцию, то именно андеррайтер помогает найти необходимые дополнительные средства. Обратившись к профессиональному финансовому консультанту, проводите тендер и находите ведущего андеррайтера. Вместе с андеррайтерским синдикатом и консультантом составляете проспект эмиссии, оформляете предварительные заявки. Затем проходит размещение ценных бумаг. Согласно договору, вы получаете сразу фиксированную цену за весь выпуск или постепенно - по мере реализации акций.
Популярные материалы:
Совершенствование страховых выплат
Специфика страховой пассивности населения России заключается в изначальном недоверии к страховым организациям, слабой страховой культуре, административных, процедурных и процессуальных сложностях процесса получения возмещения, в недостаточной материальной обеспеченности и многих других факторах. Со ...
Лицензирование деятельности банков для совершения операций в иностранной
валюте
Банк России выдает в соответствии с законом "О валютном регулировании и валютном контроле" лицензии на осуществление коммерческими банками операций в иностранной валюте в РФ и за границей на основании ходатайства банка в зависимости от готовности банка к их проведению. Лицензии разделяютс ...
Процедура эмиссии ценных бумаг в коммерческих банках
Коммерческий банк эмитирует следующие ценные бумаги: акции, облигации, сертификаты, векселя и другие. В процедуру эмиссии ценных бумаг коммерческим банком входит семь этапов: 1. Принятие решения о выпуске ценных бумаг; 2. Подготовка проспекта эмиссии; 3. Регистрация выпуска ценных бумаг и проспекта ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.