В конце 1990 года принимаются долгожданные законы:
- Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (с изм. и доп. от 12 декабря 1991 г., 24 июня, 13 декабря 1992 г.);
- Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 27 декабря, 26 апреля 1995 г., 20 июня 1996 г., 27 февраля, 28 апреля 1997 г., 4 марта, 31 июля 1998 г., 8 июля 1999 г., 19 июня, 6 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.).
Во исполнение названных актов принимаются ряд ведомственных документов. В частности можно выделить Инструкцию ЦБР от 30 апреля 1991 г. N 1 "О порядке регулирования деятельности коммерческих банков" (с изм. и доп. от 17 марта, 28 мая, 7 июля, 30 июля 1993 г., 15 февраля 1994 г., 3 января, 24 марта, 6 мая, 31 октября, 24 ноября, 27 декабря 1995 г.), которая утратила юридическую силу только в 1996 г.
Таким образом, банковская система, возникшая после отхода от государственной монополии на банковские услуги и распада СССР, складывается в беспрецедентно короткий срок. Процесс, который в других странах длился на протяжении столетий, в России завершился в течении нескольких лет. Такая стремительность не могла не сказаться на качестве реформ и предопределила несовершенства полученной системы.
После принятия Закона «О банках и банковской деятельности» в последний неоднократно вносятся изменения, а Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ настоящий Закон изложен в новой редакции.
С Законом в новой редакции страна входит в кризис 1998 года и тут-то и выявляются многие недостатки существующей банковской системы.
Число банков с 2539 по состоянию на 1 августа к декабрю сократилось до 700 действующих банков. Реальный объем кредитных вложений предприятиям за этот период сократился на четверть. Назревает острая необходимость реформирования банковской системы.
После августского кризиса 1998 года принимается Программа "О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации" (Одобрена Советом директоров ЦБР и Президиумом Правительства РФ 17 и 21 ноября 1998 г.). Следует пояснить, что реструктуризация банков - это управляемый согласованными мерами Банка России, законодательной и исполнительной власти, действиями учредителей (участников), кредиторов и руководителей кредитных организаций процесс изменения структуры банковской системы, восстановления условий и функций, необходимых для банковского обслуживания потребностей экономики.
Основными проблемами тогда (в 1998 году) были названы:
- низкий уровень банковского капитала;
- значительный объем невозвращенных кредитов, в результате чего существенная часть банковских активов оказалась обесцененной и иммобилизованной;
- высокая зависимость ряда банков от состояния государственных и местных бюджетов;
- чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений банковской деятельности, которые приносили немедленный, в основном "спекулятивный" доход, недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики;
- пренебрежение к вопросам освоения перспективных банковских технологий;
- высокая зависимость банков от их крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами банков и участниками их финансово-промышленных групп;
- низкий профессиональный уровень руководящего звена ряда банков, а в отдельных случаях личная заинтересованность банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров;
- политизированность мышления и действий высших руководителей некоторых крупных банков, масштабное использование ими находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за пределы собственно банковского дела;
- недостаточная жесткость надзорных требований;
- недостатки действующего законодательства, неурегулированность многих юридических аспектов деятельности банков, осуществления банковского надзора, отсутствие системы страхования вкладов граждан, организации процедур санирования, реструктуризации и банкротства банков.
Фактически решение названных проблем и обусловило дальнейшее совершенствование законодательства о банковской деятельности.
Первый этап реформирования (сентябрь 1998 года - 2000 год) состоял в принятии и осуществлении мер по реструктуризации банковского сектора. В этот период были в основном решены задачи, о которых мы говорили выше, в том числе принимается Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций".
В течение данного периода были в основном решены задачи, определенные Правительством РФ и Банком России в совместном документе "О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации", принятом в ноябре 1998 года.
Популярные материалы:
Расчет экономической эффективности внедрения предлагаемых
мероприятий
В целом, по результатам практической работы, организацию работы Кредитного управления ОАО "Восточный экспресс банк" можно считать соответствующей действующему банковскому и гражданскому законодательству, инструкциям и положениям ЦБ РФ, Кредитной политике и иной внутренней банковской докум ...
Модели управления, основанные на теории нечетких множеств
Синтез моделей управления банковскими ресурсами на основе методов теории нечетких множеств базируется на рассмотрении конечного множества X, что состоит из ряда элементов в виде: Одна из его подмножеств G может быть приведена в виде и характеризуется функцией : Таким образом, понятия принадлежности ...
Выводы
Анализ, проведенный в настоящей дипломной работе, показал, что законодательная база Украины позволяет проводить на фондовом рынке Украины операции как с основными видами ценных бумаг, так и с производными ценных бумаг. В то же время, законодательные акты Национального банка Украины запрещают исполь ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.