Однако нельзя не заметить, что "золотой век" малого бизнеса и вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой исключительно на аппарат государственной власти и управления. Попытки центрального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными ценами негосударственных предприятий, регламентировать деятельность МП, использовать рычаги налогообложения наталкивались на явную недееспособность государственного аппарата.
Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился уже в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй, этап и в развитии казахстанского малого бизнеса. Малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения к новой системе внутри кооперационных связей в казахстанской экономике. Кроме того, он спасал многие предприятия от немедленного краха из-за разрыва прежних, хотя и неэффективных, но все же работавших хозяйственных связей.
В экономике Республики Казахстан стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений.
В Казахстане важным направлением деятельности по поддержке субъектов малого предпринимательства является оказание им содействия в решении проблемы финансирования. По мере достижения макроэкономической стабилизации, сбалансированности рынка товаров и услуг, снижения уровня инфляции, процентных ставок по кредитам и повышения доходности государственных ценных бумаг этот вопрос постепенно потеряет свою актуальность. Но сейчас проблема состоит в том, что крупные банки, располагающие свободными ресурсами, не заинтересованы в кредитовании малого бизнеса и продолжают вкладывать средства в менее рискованные проекты.
В результате введения квоты по обязательному кредитованию малого бизнеса для всех коммерческих банков, его кредитование в областях расширилось.
С целью создания благоприятного климата для развития малого бизнеса были разработаны программа поддержки и развития малого предпринимательства на 2003 - 2005 годы и программа развития малого предпринимательства на 2006-2008 годы. Развитие малого предпринимательства - это наименее затратный для государства способ создания новых рабочих мест, стимулирующий насыщение рынка товарами и услугами, стабильная база налоговых поступлений. Опыт государственной поддержки малого предпринимательства на территории области в течение 2006 - 2008 годов подтверждает это. За 2006 год в области было зарегистрировано 33375 субъектов малого предпринимательства (далее - СМП), из них 28298 индивидуальных предпринимателей, в том числе крестьянских хозяйств, и 5077 предприятий, имеющих статус юридического лица. В 2007 году количество СМП составило 37010 единиц, темп роста к 2006 году составляет 110,9%. На 1 октября текущего года в области зарегистрировано 39014 СМП, из них 33193 осуществляют свою деятельность в форме индивидуального предпринимательства, 5821 - в форме юридического лица. Количество действующих субъектов малого бизнеса за годы действия этих программ выросло более чем в 3,5 раза, причем основной рост произошел за счет увеличения количества индивидуальных предпринимателей. Если в 2000 году соотношение юридические лица - индивидуальные предприниматели было 45 на 55, то к концу 2008 года это соотношение изменилось на 35 на 65. Это говорит о качественном росте частного сектора в городе. По состоянию на начало 2009 года, наибольшее число предприятий малого бизнеса сосредоточено в сфере торговли (48,5%) и в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг потребителям (22,2%). По показателю «плотности» малых предприятий (4000 МП на 100 тыс. жителей) Алматы находится на уровне среднеевропейских городов (4 - 6 тыс. малых предприятий на 100 тысяч жителей).
Популярные материалы:
Расчетно-клиринговые организации, регистраторы и депозитарии
Расчетно-клиринговые организации - это специализированная организация банковского типа, которая осуществляет расчётное обслуживание участников рынка ценных бумаг. Ее главными целями являются: - минимальные издержки по расчётному обслуживанию участников рынка; - сокращение времени расчётов; - снижен ...
Классификация капитала банка
Коммерческие банки для ведения коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать денежными средствами, то есть ресурсами. В современных условиях проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение. Ресурсы коммерческих банков состоят из собственных и привлечённых средств. Собств ...
Понятие потребительского кредита и его функции
Становление и последующее бурное развитие потребительского кредитования потребовало наличия теоретической базы, пополнявшейся по мере его проникновения на российский рынок. Главную проблему составляет поиск наиболее точного определения термина «потребительский кредит», которое бы полностью учитывал ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.