Новыми страховыми законами в России были установлены два вида страхования: 1) обеспечение рабочих в случае болезни; 2) страхование рабочих от несчастных случаев. Каждый из них имел свои организационные особенности. Страхование рабочих в случае болезни осуществлялось в больничных кассах, учреждаемых при отдельных фабриках, заводах, предприятиях и управляемых совместно представителями промышленников и рабочих. От несчастных случаев рабочие страховались в особых страховых товариществах, учреждаемых по одному на несколько губерний. Взносы в эти товарищества вносили только владельцы предприятий, которые и управляли этими товариществами без участия рабочих. Оба вида страхования распространялись на рабочих фабрик, заводов, мануфактур, горных заводов и промыслов, речного и озерного судоходства, трамвайных предприятий всех губерний и областей Европейской части России и Кавказского края.
Вне сферы действия новых Законов оказались предприятия, расположенные в Сибири и Туркестане, но на отдельные предприятия в этих регионах страхование рабочих могло быть распространено распоряжением Совета Министров. Общее руководство обоими видами страхования осуществлялось Министерством торговли и промышленности, при котором для этой цели был учрежден Совет по делам страхования рабочих, а в губерниях учреждались особые присутствия по делам страхования рабочих.
Принятие в России Законов об обязательном страховании рабочих предоставляло возможность рабочим восстанавливать свое здоровье и поддерживать определенный жизненный уровень, а также свидетельствовало о том, что законодательство страны в большей мере стало отвечать изменившимся требованиям и условиям жизни, интересам всего общества.
Развитие страхования сопровождается концентрацией и централизацией капитала. Дореволюционное российское законодательство строго регламентировало инвестирование капиталов страховщиков. Финансовые ресурсы страховых обществ могли инвестироваться в государственные займы и акции торгово-промышленных предприятий и коммерческих банков. Средства направлялись на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга. Помещать средства в частные банки страховщики имели право лишь с разрешения Министерства внутренних дел и Министерства финансов России.
Проведенная в России в 1895 – 1897 гг. денежная реформа создала благоприятные возможности для деятельности иностранных страховых обществ. Масштабы страховой деятельности к концу XIX в., социальная значимость этой деятельности потребовали принятия мер государственного страхового надзора, который бы выражался в создании системы общих правил экономического поведения на страховом рынке. Правительственный надзор за деятельностью страховых предприятий впервые в России был установлен Высочайше утвержденным 6 июня 1894 г. мнением Государственного Совета «Положение о надзоре за деятельностью страховых учреждений и обществ» и вверен состоящему при Министерстве внутренних дел Страховому комитету в составе двух представителей от названного министерства и двух от Министерства финансов под председательством директора Хозяйственного департамента Министерства внутренних дел. При комитете имелась канцелярия (страховой отдел). К наиболее существенным обязанностям комитета относились ревизия страховых учреждений и обществ и разработка всех вопросов по страховой части.[14]
Вследствие нестабильности финансового положения отдельных страховщиков возникла необходимость введения мер государственного регулирования страховых правоотношений и страхового надзора. В 1894 г. в России был установлен государственный надзор за деятельностью страховых компаний. Был учрежден Страховой комитет, а позднее с 1904 г. – Отдел страхования и противопожарных мер в Главном управлении по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел. В функции надзора входило наблюдение за исполнением правил о страховании, за сохранностью и правильностью помещения капиталов; рассмотрение проектов уставов и изменений в них, рассмотрение полисных условий, отчетов и балансов; назначение в случае необходимости ревизии акционерных страховых обществ и их ликвидация и т.д. Задачи страхового надзора были достаточно широкими, однако в полной мере никогда не выполнялись.
В 1913 г. во всех страховых учреждениях России было застраховано имущество на сумму 21 млрд. руб. Финансовые ресурсы страховых обществ стали важным источником крупных инвестиций, преимущественно в государственные займы и акции торгово-промышленных компаний и коммерческих банков. Особую значимость эти ресурсы имели в обслуживании государственного внутреннего и внешнего долга. [15]
Популярные материалы:
Анализ кредитоспособности субъектов малого бизнеса
В АО "БТА" используется анализ финансово – хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса для рассмотрения кредитной заявки. Техника была разработана для кредитных экспертов, работающих по программе Европейского Банка Реконструкции и Развития «Кредитование малого и среднег ...
Эмитенты, инвесторы на рынке ценных бумаг
Эмитенты – те, кто выпускает ценные бумаги в обращение. Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг» определяет его как «юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, зак ...
Ценные бумаги и их возможности
Особенность всех видов ценных бумаг - возможность их широкого обращения, что достигается за счёт упрощённого порядка передачи прав по ценной бумаге. Права, удостоверенные ценной бумагой на предъявителя, передаются путём вручения ценной бумаги новому владельцу. Предъявительские ценные бумаги обладаю ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.