Понятие кредитоспособности включает в себя два принципиальных момента: во-первых, прогноз платежеспособности данного клиента по обязательствам данного кредитного договора на ближайшую перспективу, и, во-вторых, степень индивидуального риска банка, связанного с возможным невозвратом конкретной ссуды конкретным клиентом в сроки, указанные в кредитном договоре. Эти моменты, являясь базой для ранжирования заемщиков (клиентов) по их надежности, существенным образом определяют ключевые параметры кредитного договора (размеры кредита, ссудного процента, сроки платежей) [47].
Таким образом, понятие кредитоспособности является комплексной характеристикой, которая используется для описания взаимодействия заемщика и банка в рамках кредитного договора.
Выделяют следующие критерии кредитоспособности компании [29, с. 194]:
- характер контрагента; способность заимствовать средства;
- способность заработать средства в ходе текущей деятельности для погашения долга;
- собственный капитал, обеспечение кредита;
- условия, в которых совершается кредитная сделка, контроль (соответствие характера операции стандартам кредитора, действующим правовым нормам).
Указанные критерии кредитоспособности организации определяют содержание следующих способов оценки кредитоспособности: оценку делового риска предприятия, оценку финансового состояния предприятия на основе системы финансовых коэффициентов и экономико-статистических моделей; анализ денежных потоков предприятия; сбор информации о предприятии; наблюдение за работой компании на месте.
Анализ кредитоспособности компании проводят в следующей последовательности:
На первом этапе перед рассмотрением вопроса о кредитовании необходимо сформировать общее представление о компании, о ее репутации. Если предприятие ранее не было известно, то необходимо убедиться в том, что его менеджмент разбирается в финансовых вопросах и может дать гарантии своевременного погашения кредита. Банку необходимо выявить и оценить все условия, которые могут повлиять на возврат займа. Их можно условно подразделить на внешние (не зависящие от заемщика) и внутренние (непосредственно связанные с заемщиком) [34, с.174].
На втором этапе проводится анализ финансового состояния, который включает несколько шагов [40, с.85]:
- Осуществляется анализ структуры стоимости имущества и средств, вложенных в предприятие.
- Анализ имущества с позиции его ликвидности.
- Определяется степень финансовой устойчивости по таким критериям, как его обеспеченность собственными оборотными средствами, финансовая независимость, рациональность использования чистой прибыли и амортизации.
- Оценивается эффективность использования имущества, определяется влияние основных факторов на ее изменение в отчетном периоде в сравнении с предшествующим периодом, выявляются резервы.
Третьим этапом оценки кредитоспособности является анализ финансовых результатов, который делится на внешний и внутренний.
Четвертым этапом оценки кредитоспособности является оценка кредитного риска.
Заключительным этапом оценки кредитоспособности является определение рейтинга заемщика или его класса.
Популярные материалы:
Понятие, цели и задачи оценки
кредитоспособности
Цели и задачи анализа кредитоспособности заключается в определении способности заемщика своевременно и в полном объеме погашать задолженность по займу, степень риска, которой банк готов взять на себя. Рис. 1.1 Цели и задачи оценки кредитоспособности предприятия В учебнике "Банковское дело" ...
Понятие, особенности и принципы договора добровольного
медицинского страхования
Договор добровольного медицинского страхования (далее - ДМС) - один из самых непростых в применении на практике. Прежде всего, это связано с отсутствием удовлетворительной законодательной базы. С 1 января 2011 г. утратил силу Закон РФ от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан в Рос ...
Формы и методы образования страховых фондов
В состав совокупного общественного продукта любого общества предусматривается определенная часть, которая резервируется для возмещения возможного ущерба от стихийных бедствий и несчастных случаев. Такой специальный резервный фонд называется страховым фондом. Страховой фонд неразрывно связан с общес ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.