В российской практике наиболее приемлемой областью применения дискриминантных моделей представляется межбанковский рынок в силу его отраслевой однородности и более высокой отчетной дисциплины [47].
Несмотря на всю точность своих прогнозов, дискриминантные модели не могут предоставить банкам полную картину о состоянии контрагента. Поэтому для учета таких характеристик, как кредитная история, репутация, качество менеджмента и т.п., необходимо создание качественно иной модели, получившей обобщенное название "рейтинговая модель оценки заемщика".
Именно рейтинговые модели оценки заемщика и относятся ко второй группе моделей.
Система внутренних кредитных рейтингов позволяет более объективно оценивать не только финансовое состояние заемщика и отрасли экономики, к которой он принадлежит, но и определять возможности самого банка-кредитора при принятии им решения о выдаче ссуды [47].
На практике используются различные классификационные шкалы, насчитывающие, как правило, от 5 до 10 и даже 12 градаций риска. Для этих целей разрабатываются весьма сложные модели со значительным количеством критериев оценки на основе множественного дискриминантного анализа. Несмотря на то, что каждый банк устанавливает критерии оценки индивидуально, как правило, все они руководствуются такими показателями, как [42]:
- оценка внешней среды контрагента (состояние отрасли, в которой контрагент осуществляет свою деятельность, занимаемая доля на рынке, география операций и др.);
- оценка качества управления (опыт, компетентность, репутация и деловые качества руководителя);
- кредитная история (длительность взаимоотношений заемщика с кредитными организациями, своевременность исполнения обязательств);
- характеристики кредитного продукта (срок, сумма, процентная ставка, комиссии, вид и сумма обеспечения);
- анализ бухгалтерской отчетности и основных финансовых коэффициентов (рентабельность, оборачиваемость, соотношение собственных и заемных средств, анализ денежных потоков).
Конечный показатель может быть и аддитивной, и интегральной величиной, представляющей определенное количество баллов. Заемщик получает кредитный рейтинг в зависимости от того, в какой диапазон попала набранная им сумма баллов, рейтинг, в свою очередь, соответствует определенной вероятности банкротства [46].
Несомненно, рейтинговые модели в западных странах являются одной из надежнейших технологий управления кредитным риском. Однако сам факт существования в каждой стране национальных моделей свидетельствует о том, что при создании подобных моделей страновая специфика играет важнейшую роль. Поэтому разработка модели рейтинговой оценки, учитывающей специфику российских экономических отношений, остается одной из актуальнейших задач управления кредитным риском в коммерческих банках России.
Третья группа включает актуарные методы оценки вероятности дефолта, которые рассчитываются рейтинговыми агентствами, классифицирующими предприятия и их долговые обязательства по вероятности дефолта путем присвоения им различных кредитных рейтингов.
При отсутствии внешнего кредитного рейтинга кредитор, имеющий достаточный объем ретроспективных данных, может самостоятельно определить внутренний кредитный рейтинг заемщика с помощью экспертных заключений либо статистических моделей, использующих данные бухгалтерской отчетности компаний для установления фактической взаимосвязи между финансовыми показателями и возможностью банкротства [45].
Под актуарным методом оценки обычно понимают модель оценки вероятности дефолта на основе статистики банкротства по облигациям.
Четвертая группа включает в себя рыночные методы оценки вероятности дефолта (или методы на основе рыночной стоимости).
Популярные материалы:
Выводы
Система перестрахования является очень актуальной на сегодняшний день. Оно является неотъемлемым элементом страхового рынка, оно обеспечивает финансовую устойчивость страховых операций любого страхового общества. Основной функцией перестрахования является вторичное распределение риска. В результате ...
Общая характеристика рынка производных финансовых инструментов
Одним из рынков, совокупность которых и образует рыночную экономику, является финансовый рынок, опосредующий распределение денежных средств между участниками экономических отношений. С его помощью мобилизуются свободные финансовые ресурсы и аккумулируются в руках тех, которые могут ими наиболее эфф ...
Проблемы
привлечения вкладов в ОАО « Банк Москва Минск»
Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса депозитной политики банка следует определить, с какими проблемами сталкивается в настоящее время Банк в процессе осуществления своей деятельности по привлечению временно свободных средств. Изучение данной проблематики позволит выявить основные недостатки в ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.