Цели процесса финансового планирования. Основным инструментом системы планирования является финансовое планирование (бюджетирование). Финансовое планирование ориентировано на составление альтернативных бюджетов, учитывающих необходимые затраты капитала и других ресурсов на новые программы или проекты развития банка и одновременное соблюдение требования принятия риска в пределах собственных источников его покрытия.
Задачи процесса бюджетирования в процессе стратегического планирования и управления оперативной деятельностью банка чрезвычайно разнообразны. Бюджет должен:
· определить влияние выбранных плановых альтернатив на долгосрочный стоимости кредитной организации (SVA);
· оценить, насколько разработанный план действий обеспечен ресурсами, внутренними возможностями банка, и идентифицировать проекты, реализовать которые не позволяет накопленный потенциал банка;
· представить прогноз результатов работы банка и его СБЕ в плановом периоде;
· определить целевую себестоимость банковских продуктов и выделить ее процессы, требующие реинжиниринга из-за высоких затрат, связанных с их реализацией;
· определить ценовую и тарифную политику, позволяющие достичь целей финансовых результатов;
· измерить соотношение рисков разрабатываемой стратегии и имеющихся источников покрытия рисков;
· определить систему стратегических лимитов и ограничений, в рамках которых будут действовать СБЕ;
· обосновать финансовую устойчивость и ликвидность кредитной организации в условиях реализации ее стратегических планов;
· представить систему ключевых показателем результативности, которые станут ориентирами в процессе операционного планирования и принятия текущих решений.
Финансовый план может разрабатываться «снизу вверх» или «сверху вниз», но более желательным является процесс «встречного планирования». В любом случае обязательным является участие основных, управленческих и вспомогательных подразделений в процессе планирования.
Состав бюджета банка. Традиционно в состав бюджета кредитной организации включались:
· план получения прибыли:
· смета административно-хозяйственных (текущих) расходов;
· смета капитальных затрат.
В современной ситуации такой подход не решает всех задач финансового планирования.
Для принятия обоснованных плановых решений руководство кредитной организации должно видеть обоснование согласованности финансовых источников деятельности банка (пассивов) и направлений их использования (активов). Поэтому баланс банка становится неотъемлемой частью его бюджета.
Кроме этого, система риск-менеджмента, являющаяся неотъемлемой частью системы финансового управления, предполагает разработку стратегии в пределах собственных источников покрытия рисков, которыми является прибыль кредитной организации и ее капитал.
Прибыль кредитной организации должна покрывать ожидаемые риски банка.
Капитал банка должен покрывать его непредвиденные риски. Данное требование приводит к необходимости распределения капитала по направлениям деятельности, продуктам и клиентам банка для покрытия непредвиденных рисков. На основании плановых решений о распределении затрат должна формироваться система лимитов банка, так как в этом случае риска при продаже продукта клиентом будут иметь требуемое покрытие. Таким образом, в состав бюджета кредитной организации целесообразно также включить план распределения капитана по направлениям деятельности банка и систему стратегических лимитов, отражающую план распределения капитала.
Кроме этого основные соотношения бюджетных показателей, которые будут служить дальнейшим ориентиром в холе оперативной деятельности и для контроля выполнения стратегии, должны быть представлены в системе, которая также является логически важной частью бюджета банка.
Финансовая структура банка и структура сто бюджета. Для координации и согласования усилий субъектов системы планирования, имеющих разнонаправленную мотивацию, создается финансовая структура банка, призванная определить сферы ответственности и полномочий объектов финансового управления. Предполагается, что при правильном определении ответственности и полномочий, а также формировании соответствующей мотивации цели субъектов финансовой структуры и цели организации будут сбалансированы.
В финансовой структуре для обеспечения прозрачности деятельности, связанной с развитием банка, независимо от того, в каких элементах организационной структуры реализуются инновации, желательно выделить отдельно все проекты развития. Данные проекты на верхнем уровне иерархии финансовой структуры банка будут консолидированы в развитие, если они жизненно важны для банка в целом либо станут отдельны элементами стратегических бизнес-единиц (СБЕ), если их реализация нужна для укрепления позиции банка на уже освоенном сегменте рынка.
Выделение проектов в отдельные элементы финансовой структуры необходимо для решения центральной задачи стратегического финансового управления: управления инновационным развитием кредитной организации. Результаты инновации не должны, с одной стороны, скрываться за общими финансовыми результатами банка, нивелирующими отдельные неудачи в реализации проект а с другой - ухудшать эти финансовые результаты, используемые в системе мотивации, так как любой проект до момента его окупаемости снижает показать. прибыли, который является центральным фактором системы мотивации для банка. При выделении проектов в отдельные элементы финансовой структуры появляется возможность усовершенствовать систему мотивации, разделив ее на два компонента, мотивацию за текущую прибыль и мотивацию за соблюдение срок внедрения инноваций.
Популярные материалы:
Тенденции и перспективы развития страхования имущества организаций в
Республике Беларусь
По мнению правительства, на сегодня страхование в Беларуси развито недостаточно. Сумма страховых взносов, приходящаяся на одного человека, составляет 142 тыс. рублей, или 48 долларов. Для сравнения: в странах Центральной и Восточной Европы этот показатель составляет от 75 до 495 долларов. "Так ...
Особенности подотраслей личного страхования
Страхование жизни – подотрасль личного страхования, предоставляющая страховую защиту интересов физических, юридических лиц и государства, связанных с жизнью и пенсионным обеспечением граждан. Договора страхования жизни принято классифицировать по следующим признакам: 1) По виду объекта страхования: ...
Динамика и структура страховых поступлений
Проведем анализ динамики и структуры страховых поступлений за последние несколько лет по Кукморскому филиалу ООО «Росгосстрах-Татарстан» и определим место поступлений от населения Яныльского сельского поселения в данной структуре. Начнем с анализа страховых поступлений за 2005 год по Кукморскому фи ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.