Субъекты малого предпринимательства – это хозяйствующие субъекты, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Поддержка субъектов малого предпринимательства – это одна из основных деятельностей органов государственной власти Российской Федерации, органов субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, направленные на реализацию мероприятий программы развития малого и среднего бизнеса.
К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридические лица, потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства: от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий; до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого бизнеса, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров или балансовой стоимости активов за период, не превышающий предельные значения.
Особую роль в развитии рыночной экономики, как свидетельствует мировой опыт, играет малое предпринимательство. В научной литературе вместо этого термина часто употребляется термин «малый бизнес». Данные понятия практически тождественны. Отличие состоит лишь в том, что термин «малое предпринимательство» – это юридический термин, поскольку употребляется в нормативных актах за некоторыми исключениями, а «малый бизнес» – экономический. Но, в сущности, это одно и то же явление.
Становление малого предпринимательства в современной России является необходимым условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и налоговой политики на стимулирование развития производства, переход к инновационному типу экономического развития и т.д.
Эффективность малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:
– малое предприятие обеспечивает потребности рынка в тех товарах и услугах, которые средним и крупным фирмам производить и оказывать нецелесообразно по экономическим и иным причинам, например из-за ограниченных потребностей местных рынков; более высокая оборачиваемость капитала; малые предприятия часто проявляют себя как новаторы;
– относительно невысокие расходы на организацию и ведение предпринимательской деятельности, в первую очередь на управление;
– высокая приспособляемость к изменениям рынка;
– близость к местным рынкам и приспосабливание к запросам клиентуры и другие преимущества.
Эффективное функционирование экономики возможно лишь при оптимальном соотношении количества крупных, средних и малых предприятий. В нашей стране количество малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями гораздо меньше, чем в развитых странах. Например, за 2007 год в США 97% предприятий являются малыми, в тоже время в России эта цифра значительно меньше и составляет всего 28%.
Популярные материалы:
Динамика рынка банковских депозитов
Первое полугодие отметилось стабильным ростом депозитов физических лиц, который составил по данным НБУ 13,7%. С начала 2010 года вкладчики принесли в банки дополнительных 30 миллиардов гривен. Следовательно, общий розничный депозитный портфель составляет 240,5 млрд. гривен, что на первый взгляд пох ...
Современные тенденции развития банковского бизнеса России
Современная банковская индустрия представляет собой народнохозяйственную отрасль по оказанию широкого спектра разнообразных банковских и других финансовых услуг. Организованная на рыночных началах конкуренции, она взаимодействует со всеми заинтересованными сторонами и стремится к сохранению общес ...
Страховой рынок России
в цифрах
Число страховых компаний в России, зарегистрированных в Едином госреестре, сократилось на 13% (83 компании) в I полугодии 2010 года относительно аналогичного периода 2009 года и составило 660 организаций. Такие данные содержатся в обзоре страхового рынка, подготовленном "Росгосстрахом". Д ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.