В настоящее время в Беларуси активно обсуждается возможность создания специального контролирующего органа, в чьи функции входил бы надзор как за деятельностью кредитно-финансовых организаций, так и за фондовым и страховым рынком. При этом предполагается, что органы, в чью компетенцию эти полномочия входят сегодня (а это Национальный Банк, Комитет по ценным бумагам при Совете Министров и Министерство финансов соответственно), в будущем их лишатся [1, c.17].
Альтернативой этому проекту выступает идея об объединении надзорных функций за финансовым, страховым рынками и рынком ценных бумаг в Национальном Банке.
Обсуждение возможности создания в Беларуси специального органа, который объединил бы функции по надзору за банковской системой, страховым рынком и рынком ценных бумаг, делает актуальным обращение к проблеме реформирования системы банковского надзора и, в частности, теории разделения властей на верхнем уровне банковской системы. Проблемы банковского надзора можно разделить на две группы. Первая группа касается содержательного аспекта надзора. Вторая носит организационный характер, но без ее решения, на наш взгляд, невозможно осуществлять качественные перемены в системе банковского надзора.
Система банковского надзора в Республике Беларусь также нуждается в реформировании. Прежде всего обратимся к основным целям деятельности Национального банка Республики Беларусь. В соответствии со статьей 25 Банковского кодекса Республики Беларусь главной целью Национального банка является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля. Надзор за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций согласно статье 26 Банковского кодекса - это одна из множества функций, выполнение которых возложено на Национальный банк. Поэтому необходимо сосредоточить усилия Национального банка на выполнении основной задачи - обеспечении устойчивости национальной денежной единицы, что позволит бесперебойно функционировать банковской и финансовой системам. Другой аспект, требующий законодательного пересмотра, состоит в разделении власти на верхнем уровне банковской системы. Обратимся к статье 34 Банковского кодекса Республики Беларусь, которая гласит: "Для осуществления регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзора за нею Национальный банк устанавливает экономические нормативы и осуществляет надзор за их выполнением, проводит проверки деятельности этих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, направляет для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет предусмотренные законодательством Республики Беларусь санкции к нарушителям" [13].
Очевидно, что Национальному банку Республики Беларусь принадлежат такие несовместимые функции, как нормотворческая, исполнительная и судебная (в части применения санкций к нарушителям). Представляется целесообразным, на наш взгляд, передать функции надзора за банковской системой отдельному органу, создав своего рода систему сдержек и противовесов в сфере воздействия на банковский сектор. В дальнейшем по мере расширения финансового сектора за нынешние пределы, с появлением иных операторов финансового рынка (компаний по финансовому консалтингу и т.д.) возможна передача этому органу функции надзора за финансовым сектором страны, как это сделано в Великобритании.
Верхний уровень банковской системы могла бы дополнить резервная корпорация гарантирования возврата вкладов в банках - некоммерческая организация, учреждаемая Советом Министров и Национальным банком Республики Беларусь для аккумулирования взносов банков и других средств и организации выплаты физическим лицам денежного возмещения по их вкладам. Участие в создаваемой системе гарантирования вкладов должно быть обязательным для всех банков, имеющих лицензию на привлечение во вклады средств физических лиц, выданную Национальным банком. Порядок принятия банков в члены резервной корпорации и исключения из нее, а также порядок расчета и уплаты обязательных взносов банков, взаимоотношения банков и резервной корпорации, взаимодействие с Национальным банком - все это будет закреплено в Законе Республики Беларусь "О гарантировании возврата банковских вкладов физических лиц", принятие которого в скором времени ожидается в Беларуси.
Популярные материалы:
Права и обязанности членов кредитного кооператива
Член кредитного кооператива (пайщик) имеет право: -получать займы на условиях, предусмотренных положением о порядке предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам), утвержденным общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков), пользоваться иными услугами, предоставляемыми кр ...
Добровольное
медицинское страхование
Добровольное медицинское страхование — вид личного страхования. Оно позволяет получать помощь в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), не работающих по программе ОМС. Добровольное медицинское страхование (ДМС) демонстрирует в последнее время хорошие показатели развития. По сравнению с ОМС (обя ...
Положение о коммерческой
тайне банка
Коммерческую тайну Акционерного коммерческого Сберегательного банка России составляют не являющиеся государственными секретами сведенья, связанные с технологической информации, управлением, финансами, и другой деятельности Банка, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.