банковский потребительский кредит
Потребительский кредит — ссуда, предоставляемая физическому лицу в виде отсрочки платежа.
Потребительский кредит – “это продажа торговыми предприятиями потребительских товаров с отсрочкой платежа или предоставление банками ссуд на покупку потребительских товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера (плата за обучение, медицинское обслуживание и т.п.)”[1].
Еще одно определение данного понятия дано в Финансово-кредитном энциклопедическом словаре под ред. Грязновой А.Г.: «Потребительский кредит (англ. consumer credit, purchase loan) – форма кредита, предоставляемого населению предприятиями торговли и сферы услуг при покупке предметов потребления, товаров длительного пользования, оплате бытовых услуг на условиях отсрочки платежа».
В отличие от других кредитов,
объектом потребительского кредита могут быть и товары, и деньги. Товарами, продаваемыми в кредит, как и оплачиваемыми за счёт банковских ссуд, являются предметы потребления длительного пользования.
Субъектами кредита, с одной стороны, выступают кредиторы, в данном случае – это коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, магазины, сберкассы и другие предприятия, а с другой стороны – заемщики – люди.
Роль потребительского кредита заключается в том, что он стимулирует эффективность труда. То есть, получая заработную плату, недостаточную для покупки за наличный расчет необходимых товаров, в частности предметов длительного пользования, люди имеют возможность покупать эти товары в кредит или брать кредит под их покупку. Впоследствии, деньги за эти товары должны быть выплачены, поэтому каждый взявший в кредит старается не потерять свое рабочее место. Только так клиент банка может быть уверенным в возможности выплатить кредит и зарекомендовать себя перед кредиторами как платежеспособное и добросовестное лицо для дальнейших связей.
Роль потребительского кредита в экономике определяется его функциями. Потребительский кредит выполняет следующие функции:
1. Перераспределяет капитал между отраслями хозяйства и тем самым способствует образованию средней нормы прибыли.
2. Стимулирует эффективность труда.
3. Расширяет рынок сбыта товаров.
4. Ускоряет процесс реализации товаров и получения прибыли.
5. Является мощным орудием централизации капитала.
6. Ускоряет процесс накопления и концентрации капитала.
7. Обеспечивает сокращение издержек обращения: связанных с обращением денег, связанных с обращением товаров.
Также, потребительский кредит уменьшает текучесть кадров, так как вынуждает людей как можно крепче держаться за своё рабочее место и опять же не потерять свою работу, чтобы оставаться платежеспособным и иметь возможность выплатить долг перед банком. Уменьшение текучести кадров благоприятно влияет на экономику страны. Таким образом, можно отметить, что потребительский кредит является сильным фактором подъема народного благосостояния. Но следует учесть, что «потребительский кредит, временно форсируя рост производства и создавая видимость высокой конъюнктуры, в итоге может способствовать выходу производства за рамки платёжеспособного спроса населения, нарастания перепроизводства и обострению экономических кризисов»[2].
В нашей стране существует множество видов потребительских кредитов — это и товарное кредитование (кредит на покупку товаров длительного пользования), и кредиты на неотложные нужды (ничем не обеспеченные кредиты), автокредитование, и ипотека. Как правило, при использовании этого термина подразумевается именно товарное кредитование, то есть предоставление кредитов непосредственно в местах продаж.
По оценкам The Boston Consulting Group, бурный рост рынка потребительских кредитов в ближайшие годы продолжится, при этом рост потребления населением кредитных продуктов будет по-прежнему опережать рост благосостояния.
Сохранению высоких темпов роста рынка будут способствовать следующие факторы:
- активный приход иностранных инвесторов в данный сектор;
- расширение кредитной инфраструктуры и внедрение новых инструментов кредитования;
- повышения доверия населения к банковской системе;
- продолжение роста денежных доходов;
- рост финансовой грамотности населения;
- развитие системы кредитных бюро.
В целом развитие отрасли проходит в направлении активного внедрения современных зарубежных технологий ведения бизнеса и повышения качества обслуживания, чему в большой степени способствует приход западных инвесторов и привлечение иностранных специалистов. Число участников рынка расширяется и благодаря тому, что рыночная ниша относительно незанята, усиливается региональная экспансия, что обусловлено резким повышением конкуренции в столичном регионе. Кроме того, следует отметить, что положительное влияние на сектор потребительского кредитования оказывает активное развитие сетевой розничной торговли (и наоборот).
Еще год- два назад стандартный банковский кредит абсолютно доминировал по объемам, а экспресс – кредиты были наиболее массовым и быстрорастущим сегментом. Однако сейчас ситуация меняется. Все большему числу заемщиков процедура получения стандартного кредита кажется слишком затянутой и обременительной. Как правило, требуется выполнение одного или нескольких условий: поручительство от нескольких лиц, документальное подтверждение официальных доходов, наличие собственности, ценных бумаг или иных активов.
Популярные материалы:
Статья Рейтинг банков Украины
Например, если фактор "долгосрочный приток депозитов в банке", выраженный показателем "прирост депозитов населения за 12 месяцев", больше 30%, то такому банку присваивается наибольшая сумма баллов - 4. Если же он меньше 30%, но больше нуля - 3 балла. Если значение показателя нах ...
Характеристика банковских продуктов потребительского кредита
Кредитование физических лиц в России в современных условиях осуществляют все коммерческие банки. «ОТП банк» планирует достичь следующих целей в процессе реализации своей кредитной политики: - соблюдать основные принципы кредитования: платность, срочность, возвратность, обеспеченность и целевое испо ...
Процедура эмиссии ценных бумаг в коммерческих банках
Коммерческий банк эмитирует следующие ценные бумаги: акции, облигации, сертификаты, векселя и другие. В процедуру эмиссии ценных бумаг коммерческим банком входит семь этапов: 1. Принятие решения о выпуске ценных бумаг; 2. Подготовка проспекта эмиссии; 3. Регистрация выпуска ценных бумаг и проспекта ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.