Уже в ближайшее время, в соответствии с проектом ФЗ № 391338-5, планируется введение таких новаций, как наделение Министерства финансов РФ обязанностью по утверждению систематизированного перечня финансовых показателей в целях мониторинга финансового состояния страховщиков, а также состава и объема информации, содержащийся в отчетности страховщиков, обязательной к раскрытию в средствах массовой информации. Дополнительно предлагается наделить Министерство финансов РФ обязанностью по установлению правил организации внутреннего контроля страховщика и требований к содержанию положения об организации и осуществлении внутреннего аудита страховщика.
Целесообразной также представляется подготовка дополнительного законопроекта о внесении поправок в Закон об ОСАГО, в соответствии с которыми РСА наделяется правом квотирования БСО в зависимости от финансовой устойчивости страховых компаний. Законопроект подразумевает, что страховые компании необходимо разделить на категории по параметру финансовой устойчивости и, соответственно, ввести для менее финансово устойчивых компаний ограничения по выдаче бланков строгой отчетности, а для более устойчивых по данному показателю вообще отказаться от таких ограничений. Но здесь встает вопрос о том, кто определяет степень этой финансовой устойчивости. Представляется, что Минфин РФ должен разработать определенные показатели финансовой устойчивости, надзор - разнести страховые компании по категориям на основании разработанных Минфином показателей, а РСА, в свою очередь, определить квоты по БСО для каждой из категорий. Такая комплексная цепочка позволила бы обеспечить справедливое и адекватное решение задачи квотирования, поставленной законопроектом, и именно в такой реализации квотирование могло бы выступить хорошим управленческим инструментом для страховой отрасли.
В работе также находятся проекты изменений в Приказы Министерства финансов №100н и №149н: "Правила размещения страховщиками средств страховых резервов" и "Требования, предъявляемые к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика". Проекты предполагают новации по исключению векселей организаций из состава активов, принимаемых в покрытие средств страховых резервов, повышению требований к части активов, а также изменению предельных размеров отдельных активов. Кроме того, в покрытие собственных средств и средств страховых резервов не будут приниматься активы, не являющиеся оплаченными. Данные изменения будут введены в действие с 30 июня 2011 года, и, по нашему мнению, будут иметь исключительно позитивное влияние на повышение финансовой устойчивости страховщиков.
Ряд законодательных инициатив в сфере обеспечения финансовой устойчивости страховых компаний связан с деятельностью еще одного, не менее значимого, страхового регулятора - Федеральной службы страхового надзора (ФССН). Инструментами для контроля финансовой устойчивости страховых организаций ФССН, на сегодняшний день, являются бухгалтерская отчетность (годовая и промежуточная), статистическая ежеквартальная отчетность, проведение проверок и отправка официальных запросов. В качестве дополнительного инструментария контроля выступает система оценки рисков страховых организаций.
В соответствии с проектом ФЗ № 391338-5 в среднесрочной перспективе планируется введение практики мониторинга финансового состояния страховщиков на основе систематизированного перечня финансовых показателей, утверждаемого по согласованию с органом страхового регулирования. Данная мера наделяет ФССН инструментом выбора форм и методов контроля за страховщиками, включая составление классификационных групп страховщиков в зависимости от факторов риска и применение мер пруденциального надзора.
Одним из направлений новых инициатив Минфина РФ и ФССН является, в частности, отмена права страховщика выдавать банковские гарантии, разработка органом страхового регулирования требований к методике расчета страховых тарифов и критериев оценки обоснованности страховых тарифов, а также существенное увеличение объемов раскрываемой страховщиками отчетности.
Популярные материалы:
Тенденции и перспективы развития страхования имущества организаций в
Республике Беларусь
По мнению правительства, на сегодня страхование в Беларуси развито недостаточно. Сумма страховых взносов, приходящаяся на одного человека, составляет 142 тыс. рублей, или 48 долларов. Для сравнения: в странах Центральной и Восточной Европы этот показатель составляет от 75 до 495 долларов. "Так ...
Эмитенты, инвесторы на рынке ценных бумаг
Эмитенты – те, кто выпускает ценные бумаги в обращение. Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг» определяет его как «юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, зак ...
Порядок и способы выдачи и погашения потребительских кредитов
Все условия предоставления потребительских ссуд согласовываются двумя сторонами — кредитором и заемщиком — и оговариваются в кредитном договоре (Приложение Г). К числу основных факторов, влияющих на выбор формы кредитного договора и условия кредитования, можно отнести макроэкономические факторы (об ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.