Американская модель представляет собой механизм привлечения долгосрочных кредитов в виде выпуска ценных бумаг и основана на действии двух крупнейших ипотечных агенств: «Freddie Mac» и «Fannie Mae». Данная схема позволяла устанавливать низкие процентные ставки, не зависящие от объема привлеченных депозитов банком и его кредитной политики, и оставалась эффективной вплоть до 2007 г.
В Великобритании существует несколько иная классификация потребительских кредитов:
- кредит на потребительские цели (consumer loan);
- формирование личного кредитного плана (personal credit loan);
- кредит с погашением в рассрочку (installment loan);
- денежный кредит с разовым погашением (single payment loan);
- кредит на неотложные нужды (use-as-you-please loan) и т.д.
Несмотря на схожесть классификаций потребительских кредитов в России и за рубежом, главное различие заключается в более подробном их выделении в российской науке. Наблюдаются разногласия и в названиях – так, кредит на учебу, как принято называть его в США, в России предоставляется как кредит на образовательные цели.
Ипотечные кредиты предоставляют не только на покупку нового дома, но и на его перепланировку, а также возможна выдача кредита фермеру для улучшения земельных угодий. Помимо предоставления кредита банки Великобритании предлагают дополнительный набор услуг: страхование строений, страхование обстановки дома, страхование платежей в погашение задолженности, бриджинг суммы (кредитование разницы стоимости старого и нового дома).
Подобный спектр услуг и форм предоставления кредита не мог не повлиять на население и спрос с их стороны. К 2000 г. прирост объемов кредитования в еврозоне составил 10%, однако далее вплоть до 2004 г. наблюдалось устойчивое его снижение (Рис.1).
потребительский кредит покупатель
Рисунок 1 – Динамика прироста объемов потребительского кредитования в зоне евро, %
Источник: [29]
График отражает снижение объемов выданных потребительских и ипотечных кредитов, причем снижение последних носило более плавный характер. Сокращение кредитов в начале 2000-х гг. объясняется общей экономической нестабильностью еврозоны. Значительную роль в данной ситуации сыграли ожидания рынка. Предполагалось, что введение новой валюты позволит обеспечить значительный толчок в развитии экономики, однако неожиданно был достигнут противоположный результат. Повышение цен на энергоресурсы привело к общему их повышению, что нарушало обозначенный лимит темпа инфляции в 2% в год. Повышение инфляционных ожиданий также произошло за счет увеличения денежного агрегата М3, прирост которого составил 6%. Все это, а также ослабление евро и нестабильность экономики США, привели к снижению темпов прироста реального ВВП с 3,4% в 2000 г. до 0,8% в 2002 г. Кризис коснулся и банковского сектора, оказав влияние на потребительское кредитование. В это же время Россия переживала период «бума» потребительского кредитования: постоянное повышение объемов задолженности привело к конкуренции банков, которые стали использовать агрессивную политику привлечения заемщиков.
Постепенное, а не резкое снижение объемов выдачи ипотечных кредитов в еврозоне объясняется устойчивым потребительским спросом. Несмотря на то что зону евро охватил кризис, задолженность по ипотечным кредитам была высокой. Ожидалось, что в краткосрочной перспективе это приведет к экономическому росту; однако в долгосрочной подобный растущий спрос вместе с постоянным повышением цен на недвижимость привел к кризису 2008 г.
Одним из результатов деятельности ЕЦБ относительно процентных ставок и регулирования денежной массы стало устойчивое замедление ее прироста в реальном выражении. В 2004-2005 гг. наметился рост ВВП, начал расти объем выданных потребительских кредитов – на конец 2005 г. он составил 4192,5 млрд. евро, что соответсвует темпу роста в 108,9% относительно января данного года. В 2006 г. темп роста кредитования сохранился, что связано с ускорением экономического развития и увеличением розничных продаж.
Популярные материалы:
Организация кредитования субъектов малого бизнеса в АО "БТА Банк"
Сектор малого бизнеса является основой рыночной экономики и является одним из приоритетных направлений деятельности АО "БТА Банк". Финансирование данного сектора осуществляется через краткосрочное кредитование, среднесрочное и долгосрочное финансирование, как из собственных средств, так и ...
Виды потребительских кредитов
Организацию кредитных отношений и внешнее его проявление характеризуют виды кредита, которые формируются в зависимости от особенностей объекта, целевого направления, срока и т.д. Несмотря на выделение потребительского кредита как отдельного его вида он разбивается на различные подвиды, взаимосвязан ...
Анализ кредитного портфеля ОАО "Восточный экспресс
банк"
Анализ практики кредитования малых предприятий в банке целесообразно провести на основании исследования структуры кредитного портфеля. Рассмотрим структуру совокупного кредитного портфеля, которая приведена на нижеследующем рисунке 6 из которого видно, что кредитный портфель банка состоит из кредит ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.