Как показывают события последних лет, рынок факторинга в России продолжает бурно развиваться. За прошлый год он вырос на 80 - 90%. Доля факторинговых сделок в ВВП достигла 0,9% (в 2004 г. - 0,5%). В 2002 г., по данным Ассоциации Factors Chain International (FCI), этот показатель у нас составлял лишь 0,1%. Тем не менее потенциал российского рынка факторинга, по меркам мирового рынка, еще весьма далек от желанного и не соответствует ни масштабам страны, ни потребностям нашей экономики. Согласно исследованию, проведенному рейтинговым агентством "Эксперт РА", весь объем отечественного рынка факторинга в настоящее время составляет всего 5,5 - 5,7 млрд долл. США.
Факторинг - это комплекс услуг по обслуживанию факторинговой компанией (фактором) поставок клиента с отсрочкой платежа под уступку дебиторской задолженности. Факторинг включает в себя финансирование товарных кредитов, страхование кредитных рисков, управление дебиторской задолженностью и информационное обслуживание.
Правда, несмотря на молодость и ряд нерешенных проблем правового характера, рынок факторинга в России постепенно приближается к западным стандартам. К такому выводу пришли участники конференции "Факторинг 2006: доступное финансирование - растущему бизнесу", проведенной 13 апреля в столичной гостинице "Марриотт Гранд Отель" рейтинговым агентством "Эксперт РА".
На конференции отмечалось, что в прошлом году продолжилась тенденция увеличения числа игроков на рынке факторинга. Если в 2004 г. факторингом, по данным ЦБ РФ, занимались 84 банка, то на конец минувшего года их число превысило 100. Некоторые банки пошли по пути выделения своих факторинговых подразделений в самостоятельные факторинговые компании. По прогнозам аналитиков рейтингового агентства "Эксперт РА", в этом году данная тенденция усилится. Особенно после снятия противоречий в законодательстве в отношении необходимости лицензирования факторингового бизнеса. В то же время результаты исследования, проведенного рейтинговым агентством "Эксперт РА", показывают, что состав основных игроков рынка уже сложился, и угнаться за лидерами рынка новичкам будет очень сложно.
Следует отметить, что продолжается приток западных компаний на российский рынок. Внешнеторговые обороты российских компаний растут, в результате услуги международного факторинга на российском рынке становятся все более востребованными. Однако в ближайшие два - три года наши факторинговые компании не ожидают значительного роста конкуренции со стороны иностранных игроков. Дело в том, что уже возникли достаточно высокие барьеры для входа на рынок отечественного факторинга. Во-первых, это система оценки рисков потенциальных клиентов, которым, по сути, предоставляется беззалоговое финансирование. Во-вторых, наличие развитой филиальной сети, без которой сделать бизнес в России практически невозможно. Кроме того, весьма ощутимы различия в бизнес-культурах и законодательстве России и дальнего зарубежья. Поэтому более вероятным представляется приход иностранцев через покупку уже существующих на российском рынке факторинговых компаний.
Что же касается других тенденций развития отечественного факторинга, то следует отметить, что в 2005 г. у нас на 3,5% выросла доля сделок без регресса. Получили большее распространение и сделки международного факторинга. Но не эти факторы определили ситуацию на рынке. Главным стало увеличение сроков отсрочки платежа. В два раза сократился объем сделок по поставкам с отсрочкой платежа до 30 дней. Во столько же увеличилась доля сделок с отсрочкой платежа от 61 до 90 дней. Правда, негативной тенденцией стало увеличение просрочки, но ее уровень еще далек от критического. Российские факторинговые компании пока используют стандартные методы работы с просрочкой в отличие от западных, которым порой приходится прибегать к нетривиальным способам борьбы со злостными неплательщиками. В некоторых странах можно увидеть Микки Мауса, идущего по улице за задолжавшим человеком и произносящим постоянно одну фразу: "Он должен деньги компании!".
Популярные материалы:
История развития страхования в Республике Беларусь
В России, в состав которой входила Беларусь, институт страхования был образован в 1786 г., когда императрица Екатерина II манифестом от 28 июня объявила о создании Государственного Заемного Банка. В составе Банка существовала Страховая экспедиция, которая принимала на страхование дома (только камен ...
Анализ портфеля
кредитов физических лиц в Новокузнецком отделении Сберегательного банка
Кредитный портфель – это характеристика структуры и качества выданных суд, классифицированных по определенным критериям. Одним из таких критериев, применяемых в зарубежной и отечественной практике, является степень кредитного риска. По этому критерию определяется качество кредитного портфеля. Анали ...
Понятие, цели и задачи оценки
кредитоспособности
Цели и задачи анализа кредитоспособности заключается в определении способности заемщика своевременно и в полном объеме погашать задолженность по займу, степень риска, которой банк готов взять на себя. Рис. 1.1 Цели и задачи оценки кредитоспособности предприятия В учебнике "Банковское дело" ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.