Еще одной проблемой является то, что работа со страховщиком снижает мотивацию фактора к тщательному отбору клиентов. Хотя с таким утверждением не согласны те, кто считает, что сотрудничество со страховой компанией не снимает с фактора необходимости качественной оценки рисков. Во-первых, при работе со страховой компанией существует франшиза, которая составляет порядка 10 - 20%. Во-вторых, при наступлении страхового случая должно пройти 90 дней до того момента, как страховщик обязуется выплатить страховую сумму. В-третьих, по договору страховая компания должна возместить только сумму предоставленного фактором финансирования, комиссия же возмещению не подлежит. И наконец, фактору необходимо доказать, что он предпринял все возможные действия для того, чтобы вернуть долг (через напоминания, обращения в суд и т.п.).
В прошлом году наметилась тенденция роста объема просроченной задолженности. Если в 2004 г. несвоевременное поступление денежных средств составляло 7,8% от общего объема сделок, то в 2005 г. - уже 11,6%. Структура просроченной задолженности в целом соответствует структуре факторинговых сделок по срокам. Выросла доля просроченных сделок в интервале от 31 до 60 дней и более 91 дня. По срокам "до 30 дней" и "61 - 90 дней" - сократилась.
"Тенденции на рынке товарного кредита сейчас таковы, что платежная дисциплина дебиторов ухудшается, - комментирует ситуацию М.И. Трейвиш, председатель правления банка "Национальная Факторинговая Компания". - Это нормальное явление, которое будет продолжаться и дальше. Связано оно с ростом конкуренции среди поставщиков. Чем выше конкуренция среди поставщиков, тем на большее количество вещей они будут закрывать глаза. Это не будет свидетельствовать о неплатежеспособности дебиторов. Просто они пользуются моментом, как и любые разумные экономические субъекты. Короткие сроки регресса, которые существовали на рынке до сих пор, задачу защиты клиентов от рисков кассовых разрывов и потери ликвидности не решают. Мы сейчас проводим масштабную кампанию по увеличению сроков регресса в два-три раза по сравнению с тем, что у нас было".
Существует и еще одна причина увеличения доли просроченных сделок: высокая доходность привлекает в факторинговый бизнес новых игроков. Однако не все компании в состоянии правильно оценить риски. "Ажиотаж и желание получить быструю прибыль не всегда подкрепляются четким соблюдением разработанных методик оценки и отбора клиентов, - утверждает генеральный директор факторинговой компании "Еврокоммерц" Г.М. Карповский. - Этап эйфории скоро пройдет, следствием станет этап невозвратов".
На рынке факторинга не только увеличивается число участников, но и изменяется их структура. Причем возрастает как число банков, развивающих внутри себя факторинговые подразделения, так и число специализированных факторинговых компаний. Что касается компаний, специализирующихся на факторинге, то, по данным агентства "Эксперт РА", в 2004 г. их можно было пересчитать по пальцам (НФК "Уралсиб-НИКойл", "Еврокоммерц", "Средневолжская факторинговая компания", "Энергия фирма фактор"). В 2005 г. к ним добавились "ТрансКредитФакторинг" и "Региональная факторинговая компания" - дочерние компании "ТрансКредитБанка" и "Всероссийского Банка Развития Регионов" соответственно, выделившие свои факторинговые подразделения в отдельный бизнес.
Тем не менее не все банки стремятся выделять свои факторинговые подразделения в самостоятельные компании. В первую очередь это относится к кредитным учреждениям, обслуживающим крупных клиентов. Среди наиболее активных на рынке факторинга следует отметить "Петрокоммерц" и Промсвязьбанк.
Популярные материалы:
Роль и место Сбербанка в банковской системе
Современная банковская система РФ имеет 2-х уровневую структуру. Она включает в себя Банк России, который представляет собой верхний уровень банковской системы и нижний уровень –это кредитные организации, представительства иностранных банков и филиалы. Банковскую деятельность регулируют два основны ...
Операции с драгоценными металлами: виды и условия их осуществления
Длительное время операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями находились исключительно в руках государства, их имели право совершать лишь Центральный банк РФ, Внешторгбанк и Роскомдрагмет. Согласно Федерального Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 ...
Классификация корпоративных облигаций
Корпоративные облигации, обращающиеся на российском рынке, условно можно разделить на три основные группы: § среднесрочные валютно-индексированные облигации (срок обращения 2-5 лет); § краткосрочные (3-9- месяцев); § небольшие займы региональных компаний, предусматривающие плавающую ставку процента ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.