Малые предприятия как неустойчивая сфера предпринимательской деятельности и экономическая система, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.
Во многих странах рыночной экономики существуют особые фонды государственной поддержки малого бизнеса и многочисленные общественные фонды и фонды оказания финансовой поддержки малых предприятий крупными фирмами. Так серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства из госбюджета в США осуществляется через “Администрацию по делам малого бизнеса”, в Японии через “Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса”, кредит для средних и мелких фирм во Франции. Так, например, Япония на эти цели выделяет из бюджета 2-3 млрд. долларов США ежегодно.
Работа по поддержке малого бизнеса требует сильной и развитой организационной структуры. Так в конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе государственных структур стоит Администрация малого бизнеса, в аппарате которой работает 1100 сотрудников. В каждом штате имеются региональные отделения по 30-40 человек.
Важно отметить, что все эти чиновники не командуют малыми предприятиями и лишь откликаются на их просьбы, проблемы, предоставляют информацию о состоянии рынка, выполняют экспертные заключения по запросам всех, кто намерен начать свое дело, оказывают методическую помощь по различным вопросам производственной, финансовой и коммерческой деятельности.
В США кроме государственного финансирования существует ещё три источника: внутренние ресурсы, внешние ресурсы и так называемые “общественные рынки”.
К внутренним ресурсам относятся собственные сбережения предприятий, направляемые на создания и развития бизнеса; текущие средства предприятия; средства амортизационного фонда.
В составе внешних ресурсов, в первую очередь, входят средства финансовых организаций: кредиты банков, различных инвестиционных компаний, а также средства, поступающие от крупных фирм и коллег по бизнесу.
Так называемые “общественные рынки” представляют собой стандартизованные финансовые методы, которые продаются покупателям из малого бизнеса. В последние годы в США существенно возрос объем коммерческих и промышленных займов, выдаваемых предприятиям малого бизнеса под гарантии Администрации малого бизнеса под малые проценты 2-3% годовых.
Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала мелким фирмам.
Опыт США показывает, что в условиях ресурсного дефицита и необеспеченного малого инновационного бизнеса, важнейшим фактором его существования является организация системы его поддержки.
Основные направления её следующие:
1. Финансовая поддержка при наличии многочисленных доступных источников рискового и гарантированного капитала.
2. Материально-техническая помощь посредством сдачи в аренду и возможность покупки, в том числе, на льготных условиях, средств производства – зданий и сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, вычислительной и копировальной техники и других материальных ресурсов.
3. Информационная помощь: обеспечение возможностей информационными сетями, техническими и научными библиотеками, доступа к базам данных и т.п.
4. Консультативная помощь в вопросах налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов и другие услуги.
На создания данной сети по поддержке малого бизнеса в США направлены усилия федерального правительства, администрации штатов, местных органов власти, общественности, университетов, частного бизнеса.
Популярные материалы:
Общее положение Национального банка Республики Казахстан
Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан. Национальный Банк Казахстана представляет, в пределах своей ком ...
Проблемы кредитной политики коммерческого банка
Стабилизация ликвидности российского финансового сектора повлекла за собой рост конкуренции между финансовыми организациями и снижение ставок кредитования. Кроме того, экономике Российской Федерации присущи некоторые черты развивающегося рынка. Среди них можно отметить неконвертируемость национальн ...
Виды кредитования
юридических лиц и организация кредитного процесса в АСБ «Беларусбанк»
Кредиты, предоставляемые коммерческими банками юридическим лицам, можно классифицировать: - по целевой направленности – на нужды производства, торгово-обменные операции, инвестиции; - по сфере функционирования – в сфере производства и обращения; - по отраслевой принадлежности – промышленность, сель ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.