Кредитная система функционирует через кредитный механизм. Он представляет собой, во-первых, систему связей по аккумуляции и мобилизации денежного капитала между кредитными институтами и различными секторами экономики, во-вторых, отношения, связанные с перераспределением денежного капитала между самими кредитными институтами в рамках действующего рынка капитала, в-третьих, отношения между кредитными институтами и иностранными клиентами.
Кредитный механизм включает также все аспекты ссудной, инвестиционной, учредительской, посреднической, консультативной, аккумуляционной, перераспределительной деятельности кредитной системы в лице ее институтов.
Кредитно-финансовые учреждения осуществляют свои функции в экономике по трем основным направлениям: 1) предоставление ссудного капитала промышленности и государству; 2) аккумуляция свободного денежного капитала и денежных сбережений населения; 3) владение фиктивным капиталом. Широкая сеть специализированных кредитно-финансовых учреждений позволила собрать свободные денежные капиталы и сбережения и предоставить их в распоряжение торгово-промышленных корпораций и государства. ссуда капитал денежный
Таким образом, кредит в условиях перехода Республики Беларусь к рынку представляет собой форму движение ссудного капитала, связанное с предоставлением денежных и товарных ресурсов на условиях платности, возвратности, срочности, дифференцированности и обеспеченности.
Эффективность функционирования кредитного рынка зависит от действенности нормативно-правового механизма, грамотности правового и экономического содержания соответствующих документов.
Регулирование системы и форм денежно-кредитных отношений в Республике Беларусь осуществляется посредством Банковского Кодекса Республики Беларусь от 25.10.2000 № 441-З (с измен. и доп. от 14.06.2010 № 132-З), который регулирует отношения, составляющие систему экономических общественных отношений по мобилизации и использованию временно свободных денежных средств [3].
Его также дополняют следующие законодательные и нормативно-правовые акты:
Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З (с измен. и доп. от 28.12.2009 № 96-З), который определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения [8];
Указ Президента Республики Беларусь от 15.05.2008 № 271 «О некоторых вопросах регулирования деятельности банков», уточняющий меры по регулированию банковской деятельности. Данный документ отменил действие указа от 24 мая 1996 года № 209, который утратил актуальность после вступления в силу нового Банковского кодекса [15];
Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2003 № 226 «Об утверждении инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата» (с учетом измен. и доп. от 26.12.2007 № 227, от 14.07.2009 № 105, от 17.12.2010 № 552), которая определяет порядок и условия предоставления банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, кроме Национального банка Республики Беларусь, денежных средств в белорусских рублях и иностранной валюте в форме кредита юридическим и физическим лицам и их возврата [19];
Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 №411-З «О кредитных историях», который ввел в Республике Беларусь такой институт, как кредитное бюро, с целью создания системы получения, формирования и предоставления им сведений об исполнении субъектами кредитных историй сделок, заключенных с банками [14];
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14.05.2004 № 81/128/65 (в ред. от 08.05.2008 №79/99/50) «Об утверждении инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности» с учетом изменений, которая применяется в отношении юридических лиц, их обособленных подразделений, имеющих обособленный баланс, расчетный счет, осуществляющих на территории Республики Беларусь предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в целях вынесения обоснованного решения о признании структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организаций – неплатежеспособными и др.
Популярные материалы:
Проблeмы выхода национальных крeдитных
организации на мировой финанcовый рынок
Иноcтранныe банки cтали активно проникать в национальныe банковcкиe cиcтeмы c ceрeдины 1970-х годов. Интeрec банков нe был ограничeн рынками развитых cтран. Иноcтранныe крeдитныe учрeждeния cтали открыватьcя такжe в развивающихcя cтранах и в cтранах c пeрeходной экономикой. Данный процecc активизир ...
Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг регулируется органами, упорядочивающими деятельность всех участников торговли; эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка. Регулирование осуществляется с целью выполнения требований законов и других нормативных актов, определяющ ...
Банковская система Алтайского Края в цифрах
Алтайский край продолжает оставаться привлекательным для крупных российских банков. В 2007 году зарегистрированы филиалы ОАО «ТрансКредитБанк», ЗАО «Русь-Банк», ООО КБ «Западный», КБ «ЮНИАСТРУМ БАНК» (ООО), НБ «ТРАСТ» (ОАО), операционные офисы ОАО «Омск-Банк», ООО «Алтайэнергобанк», представительст ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.