Активизация вексельного обращения приводит, во-первых, к ускорению расчетов и оборачиваемости оборотных средств. Во-вторых, уменьшается потребность в банковском кредите, соответственно снижаются процентные ставки за его использование, и в результате сокращается эмиссия денег. Оборот векселей в ближайшее время должен стать массовым явлением. Это в первую очередь связано с сегодняшней ситуацией в стране. Мировой финансовый кризис привел к основной проблеме – неплатежи. И в этой ситуации работает правило: «В период подъема объем вексельных схем снижается, а в период спада увеличивается тенденция их использования».
В ближайшее время вексельное обращение в России наверняка примет более традиционные и (цивилизованные) формы, когда предприятия-должники будут самостоятельно выставлять векселя, получать под них вексельное поручительство банка и расплачиваться авалированным векселем со своими кредиторами. При этом банки с целью минимизации своих рисков, сопровождающих гарантийные операции, могут практиковать авалирование векселей под залог конкретного имущества или прав векселедателей. Вместе с тем отсутствие необходимого опыта и навыков соответствующих действий, неразработанность (пробелы) законодательства, регулирующего порядок прохождения векселей при их неоплате, а также систематическое неисполнение действующих в этой области законов, может привести к появлению и такой формы коммерческого кредитования, когда векселя будут обеспечиваться не авалем, представляемым на них банком, а отдельно оформляемой банковской гарантией, для вступления которой в силу не требуется опротестовать вексель в двухдневный срок при его неоплате (правда, это может привести к усложнению или невозможности процедуры передачи векселя другому предприятию).
Формирование вексельного рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования вексельного рынка.
В данном разрезе можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского вексельного рынка, которые требуют первоочередного решения.
Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности, кризиса неплатежей.
Векселям отводится важное значение для разрешения проблемы неплатежей в России. Выпуск векселей, особенно банковских, позволяет сглаживать вышеназванную проблему путем использования индоссамента и передачи от одного владельца к другому. Вексель позволяет «расшивать» цепочки предприятий, которые являются должниками по отношению друг к другу. Формирующиеся на практике системы вексельных расчетов показывают высокую локальную эффективность при погашении задолженности и, что самое главное, создают новое качество платежных отношений.
Но, говорить об успешности попыток развязать цепочки неплатежей с помощью вексельных систем преждевременно.
В первую очередь это связано с тем, что организаторы подобного рода проектов ставят перед собой непосильную задачу – развязать не платежи в той или иной отрасли в целом. Неплатежи, безусловно, - бич отечественной экономики. Однако зачастую в качестве их причины называют нехватку денег у предприятий, вызванную налоговым прессом, неаккуратностью партнеров и множеством других причин. Такой подход путает причины и их следствие. Надо учитывать, что промышленный потенциал современной России формировался в период нерыночной экономики. Предприятия производили четко оговоренные планами объемы продукции, потребители были заранее известны, а цена зачастую была ниже себестоимости. При переходе к рынку потребитель столкнулся с резким ростом цен на продукцию невысокого качества. При выравнивании стоимости ресурсов с общемировыми отечественные производства, не обладающие ресурсосберегающими технологиями, вынуждены были устанавливать на свою продукцию цены, соответствующие мировому уровню или их превосходящие. В первую очередь подобные тенденции ощутило сельскохозяйственное машиностроение.
В таких условиях предприятия вынуждены были поставлять свою продукцию потребителям вне зависимости от реальной готовности последних заплатить за нее. Альтернативой подобному подходу была или серьезная модернизация производства (средств на которую большинство предприятий не имеет), или его остановка. Таким тенденциям способствовала и надежда на то, что государство, наконец, возьмет на себя оплату произведенной и постановленной неконкурентоспособной продукции или исходя из опасений социальных последствий массовой остановки предприятий, или уступая политическому режиму директорского корпуса. Государство, действительно, осуществляло взаимозачеты. Таким образом, фактически оплата цепочек производства и потребителя неконкурентоспособной продукции финансировались за счет инфляции.
Популярные материалы:
Система медицинского страхования граждан в РФ
Под медицинским страхованием понимают страхование на случай потери здоровья от любой причины, в том числе в связи с несчастным случаем или в связи с болезнью. Объектом его является страховой риск по прикрытию затрат на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. При платной мед ...
Особенности гражданско-правового статуса субъектов
правоотношений по добровольному медицинскому страхованию
Добровольное медицинское страхование обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг, предоставляемых сверх норм, установленных программами обязательного медицинского страхования. В добровольном медицинском страховании субъектами страхования являются гражданин, страхователь ...
Организация работы по кредитованию населения в ГОСБ
Работа по кредитованию физических лиц в ГОСБ №2363 Сбербанка РФ проводится в соответствии с разработанными нормативными документами СБ РФ, указаниями территориального банка. Все вопросы, касающиеся кредитования, выносятся на рассмотрение Комитетов отделения. Основным нормативным документом ГОСБ №23 ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.