Наблюдаемое в последние годы быстрое развитие научно-технического прогресса в области компьютерных и телекоммуникационных систем ставит перед кредитными организациями новые задачи в области развития информационных технологий, обеспечения их надежности и безопасности. Это обусловлено, в первую очередь, стремлением кредитных организаций удовлетворить потребности клиентов, возникающие с развитием их бизнеса, в особенности, переходящего национальные границы и требующего осуществления широкого спектра банковских операций с использованием информационных систем. Проведение операций с использованием компьютерных технологий позволяет кредитным организациям создавать наиболее благоприятные условия для привлечения новых клиентов и поддерживать конкурентные преимущества для уже существующей клиентской базы. Развитие информационных систем позволяет кредитным организациям проводить операции как в интересах самого банка, так и клиентов [14].
В настоящее время кредитные организации экономически развитых стран осуществляют широкий спектр банковских операций с использованием информационных технологий. Возникающий при этом операционный риск - это одна из новых проблем, с которой столкнулась банковская система не только Российской Федерации, но и развитых стран. В условиях современных финансовых рынков управление операционным риском становится важным элементом надежности [31].
Актуальность темы исследования заключается в том, что регулирование риска использования информационных и телекоммуникационных систем в настоящее время становится одним из важнейших факторов обеспечения стабильности банковской системы Российской Федерации. Основной целью регулирования риска использования информационных и телекоммуникационных систем является минимизация его отрицательного влияния на результаты деятельности кредитной организации. В настоящее время разработка систем оценки и мониторинга операционного риска находится в начальной стадии, что не даёт возможности органам надзора утвердить положения, обязывающие соблюдать конкретные методики оценки или количественные ограничения уровня риска. Кредитные организации Российской Федерации только начинают применять инструменты регулирования данного риска, позволяющие строить процесс управления операционным риском в зависимости от принятой в кредитной организации стратегии.
Цель работы состоит в изучении теоретических и методологических основ регулирования информационных и телекоммуникационных рисков, их оценка, а также разработке рекомендаций для минимизации отрицательного влияния операционных рисков на результаты деятельности ОАО "АКИБАНК". Реализация поставленных целей предполагает решение следующих основных задач:
- исследовать экономическую сущность риска, соотношение с родственными категориями ("опасность", "безопасность"), выявить принципиальное значение безопасности как цели управления риском с позиций системного и нормативного подходов;
- изучить практику обеспечения безопасности информационных и телекоммуникационных систем кредитных организаций и определить направления ее возможного применения;
- исследовать методологические подходы к идентификации, определению и контролю за операционным риском, выявить недостатки и дать рекомендации по дальнейшему совершенствованию;
- определить основные направления регулирования операционного риска;
- обосновать необходимость регулирования операционного риска в целях реализации задач по поддержанию стабильности банковской системы;
- провести детальный анализ методов и инструментов управления информационным и телекоммуникационным риском применительно к деятельности кредитной организации и контролирующих органов, рассмотреть их особенности в условиях;
- разработать методику организации контроля за состоянием риска информационных и телекоммуникационных систем в кредитной организации.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования является ОАО "АКИБАНК". Предметом исследования являются экономические и организационные отношения, возникающие в процессе регулирования риска использования информационных и телекоммуникационных систем кредитными организациями.
В экономически и промышленно развитых странах теория и практика определения, ведения и управления операционным риском, регулирования со стороны контролирующих органов имеет сравнительно молодую историю. В нашей стране инструменты регулирования операционного риска в настоящее время не разработаны. Однако, существуют рекомендации Базельского Комитета по надзору за банковской деятельностью, в которых обобщён опыт международной банковской практики по определению, ведению и контролю за операционным риском [17].
Методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных экономистов, посвященные теории и практике банковского дела, а также общеэкономическим проблемам. В процессе исследования использовался монографический и статистический материал, отдельные разработки международных финансовых организаций (в том числе, Базельского комитета по банковскому надзору и регулированию), материалы периодической печати, законодательные акты РФ и нормативные документы Банка России. В основе исследования лежит диалектический метод, предполагающий изучение экономических явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. Применяются и такие методы исследования как сравнительный, логический и системный анализ, сопоставление, обобщение, синтез и другие методы познания сущности явлений.
Изучению аспектов банковского операционного риска посвящены труды видных экономистов и специалистов банковского дела: Антиповой ОН.; Геращенко В.В., Котелкина СВ., Красавиной Л.Н., Лаврушина О.И., Пискулова Д. Ю., Роуза П.С, Савинской Н.А., Севрук ВТ., Симановского А. Ю., Соколинской М.Э., Коха Т., Синки Дж. Ф., Тосуняна Г.А. и др. В тоже время комплексное изучение проблем идентификации, анализа и регулирования риска использования информационных и телекоммуникационных систем в кредитных организациях, его роли в обеспечении стабильности банковской системы в условиях Российской Федерации до сих пор отсутствует. Всё вышеперечисленное свидетельствует о необходимости теоретического осмысления экономической сущности риска использования информационных и телекоммуникационных систем в кредитных организациях и факторов его определяющих; обобщения имеющегося практического опыта и разработки методологических рекомендаций по управлению и контролю данного вида риска и определяет актуальность избранной темы исследования.
Популярные материалы:
Перспективы совершенствования банковского ипотечного кредитования
Для развития рынка ипотечного кредитования в России необходимо, прежде всего, уменьшение платежей по кредиту (и, соответственно, того уровня дохода, при котором человек способен рассчитывать на ипотеку). Кроме того, нужно применение более длительного срока кредитования. В этом случае сумма займа ка ...
Страховое дело во второй половине XIX века – начале
XX века
Страховой рынок стал более устойчивым и начал успешно развиваться в ходе либеральных реформ 60-х годов XIX в. Произошла окончательная демонополизация страхования. Развитию конкуренции способствовали отмена привилегий и создание большого числа новых страховых обществ, оперирующих на рынке на принцип ...
Организационно-экономическая
характеристика ОАО "Саратовский хлебокомбинат им. Стружкина"
Полное наименование - Открытое акционерное общество "Саратовский хлебокомбинат им. Стружкина". Сокращенное наименование - ОАО "Саратовский хлебокомбинат им. Стружкина". Место нахождения и почтовый адрес. Россия, 410005, Саратовская область, г. Саратов ул. Университетская, 70 Цел ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.