Совокупность факторов, действующих во внешнем окружении банков в настоящее время, создает дополнительные трудности в развитии их ресурсной базы, привлечении средств клиентов и их эффективном использовании. Среди этих факторов есть социальные - необходимость сохранения уровня оплаты труда специалистов, технологические - потребность в совершенствовании и повышении качества обслуживания клиентов ведет к необходимости приобретения все более новых и совершенных средств вычислительной техники и информатики, на что банк должен отвлекать часть собственных средств, которые могли быть размещены в кредиты с высокой процентной ставкой.
Кроме того, существуют экономические факторы, в частности инфляция, из-за которой предприятия вовсе не заинтересованы в длительном хранении средств на депозитных счетах банка, а стремятся ускорить их оборачиваемость. Пополнить ресурсы с помощью рублевых вкладов населения также проблематично, поскольку количество свободных средств на руках уменьшается.
В условиях обостряющейся конкурентной борьбы и нарастания инфляции важным направлением политики банков должна стать ориентация банков на массового клиента, ибо с позиции банковского риска, кредитно-расчетное обслуживание ста мелких предприятий более выгодно, чем десять крупных. Привлечение временно свободных средств малого бизнеса позволит улучшить не только качество кредитных ресурсов, как за счет отмеченного роста, так и диверсификацию депозитного портфеля. При этом следует производить анализ и оценку реальных возможностей к аккумуляции средств предприятий, с одной стороны, и потребностей в денежных средствах этого же предприятия, с другой. Для банков особое значение имеет большее число постоянных клиентов, так как в этом случае стабильнее депозиты в банке и его ликвидность. Эффективность использования и ликвидность средств предприятий непосредственно отражается на стабильности кредитного потенциала банка. В этой связи банк должен хорошо знать деятельность своих клиентов, систематически анализируя такие показатели как: ликвидность баланса, рентабельность и др. Клиента надо заинтересовать в хранении его ресурсов на депозитных счетах. Причем этот интерес заключается не только в процентах, получаемых по вкладам, но и разнообразии последних, а также в качественном обслуживании.
В настоящее время коммерческие банки для привлечения клиентов (вкладчиков) открывают различные разновидности вкладов (льготный, социальный, пенсионный, премиальный, новогодний, спортивный и др.), которые рассчитаны на различные категории вкладчиков. Однако виды вкладов требуют дальнейшей диверсификации. Так, в мировой банковской практике получил распространение депозит на срок обслуживания, открывающийся клиенту при оформлении им расчетного счета. Этот депозит имеет черты, свойственные различным видам вкладов, и в тоже время свои специфические особенности. К примеру, сумма вклада четко определена и фиксирована банком. Депозит носит обязательный характер, так как сумму депозита должна быть внесена одновременно с открытием расчетного счета или в течение согласованного с банком срока (от 1 до 3 месяцев), в противном случае банк вправе прекратить обслуживание клиента. Этот депозит можно отнести к условным депозитам, ибо изъятие средств с него возможно лишь в случае закрытия клиентом расчетного счета. Он считается бессрочным, что позволяет банку использовать его в качестве долгосрочного кредитного ресурса. Депозит характеризует низкая доходность и полное отсутствие начисления процентов по аналогии со счетами до востребования.
Банки могут придавать этому депозиту характер залогового, т.е. предусматривать право самого вкладчика на получение кредита в сумме депозита без дополнительного обеспечения, так как вклад выступает в этом случае гарантией возврата ссуды. Таким образом, за счет депозита на срок обслуживания коммерческие банки получают стабильный, дешевый кредитный ресурс, позволяющий им формировать высокую прибыль. Однако с позиций клиента депозит носит «принудительный» характер, так как отвлечение средств из оборота на неопределенно длительный срок не приносит ему прямого дохода. В условиях конкурентной борьбы за клиентуру такой депозит становится позволительным лишь для тех банков, которые имеют возможность одновременно предложить клиенту удобные и льготные условия расчетно-кассового обслуживания или набор иных услуг, компенсирующих прямо или косвенно указанные выше потери. В противном случае банк может потерять не только будущих, но и уже существующих клиентов.
Популярные материалы:
Анализ развития и функционирования кредитного рынка в Республике Беларусь
Кредитная система
— совокупность кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих определенные экономические отношения в сфере денежного оборота, кредита [10, с.263]. Структура кредитной системы Республики Беларусь представлена банками и специализированными финансово-кредитными учреждениями. В настоящ ...
Организационно-экономическая
характеристика ОАО "Саратовский хлебокомбинат им. Стружкина"
Полное наименование - Открытое акционерное общество "Саратовский хлебокомбинат им. Стружкина". Сокращенное наименование - ОАО "Саратовский хлебокомбинат им. Стружкина". Место нахождения и почтовый адрес. Россия, 410005, Саратовская область, г. Саратов ул. Университетская, 70 Цел ...
Перспективы совершенствования банковского ипотечного кредитования
Для развития рынка ипотечного кредитования в России необходимо, прежде всего, уменьшение платежей по кредиту (и, соответственно, того уровня дохода, при котором человек способен рассчитывать на ипотеку). Кроме того, нужно применение более длительного срока кредитования. В этом случае сумма займа ка ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.