Реформирование банковской системы Казахстана проходило практически в три этапа.
На первом этапе (1988-1991 г.) в условии существования СССР была проведена реорганизация государственных отраслевых специализированных банков передачей части функций центра республиканские подразделения соответствующих банков, начато создание первых коммерческих банков и сделаны начальные шаги по преданию Госбанку отдельных функций центрального банка.
Второй этап с (1992-1993 г.) характеризуется постепенным переходом Нацбанка к выполнению ряда функций центрального банка в рамках существования рублевой зоны, экстенсивным формированием и развитием коммерческих банков, началом формирования национальной банковской нормативно-правовой базы.
На третьем этапе (с ноября 1993) в связи с введение национальной валюты на Нацбанк была возложена полная ответственность за функционирование денедно-кредитной сферы, введение классических принципов его взаимоотношений с бюджетом и банками, укрепление системы регулирования деятельности банков.
Следует что в начале третьего этапа состояние банковской системы страны по существу не отвечало в полной мере объективно-предъявляемым к ним требованиям. Это относилось как к Нацбанку, который к тому времени не имел традиций и опыта в части выполнения функций центрального банка, так и к банкам второго уровня которые не способны были в необходимых объемах осуществлять кредитование экономики за счет собственных и самостоятельно мобилизуемых финансовых ресурсов и выполнять весь комплекс банковских услуг.
В этих условиях Нацбанком была разработана и утверждена президентом республики конкретная программа реформирования банковской системы в Казахстане на 1995 год. Программа была скоординирована с мероприятиями правительства по углублению реформ и выходу из экономического кризиса, а также учитывала рекомендации международных финансовых организаций. В ходе выполнения этой программы были получены определенные позитивные результаты:
* достигнута необходимая координация деятельности Нацбанка Министерства финансов в проведении финансовой политики государства;
* завершено внедрение всего спектра инструментов денежно-кредитного и валютного регулирования, характерных для классических центральных банков;
* разработаны следующие механизмы системы надзора и регулирование деятельности банков второго уровня;
* создана нормативная база начата обработка системы валютного регулирования и контроля;
* приняты меры по повышению уровня и оперативности анализа макроэкономических процессов, их прогнозирования и использования принятия решения;
* проведена значительная работа по достижению адекватности используемой системы бухгалтерского учета Нацбанка и банка второго уровня международным стандартами потребностям рыночной экономики;
* сократилась количество банков, прямонарушающих установленные экономические нормативы и права предприятий и физических лиц - клиентов банков;
* повысилось качество механизмов аккумуляции банками второго уровня финансовых ресурсов, а также уровень оценки проектов при кредитовании хозяйствующих субъектов и степени риска возвратности кредитов;
* наметились положительные тенденции в повышении уровня капитализации банков, позволяющий им самостоятельно осуществлять финансирование крупных проектов на среднесрочной и долгосрочной основе;
* активизирована работа по повышению профессиональной подготовки персонала.
Проведение последовательных и взаимоувязанных шагов по реформированию и развитию банковской системы страны, а также осуществление умеренно-жесткой денежно-кредитной политики позволило обуздать инфляцию, стабилизировать курс тенге и снизить уровень процентных ставок.
Годовые темпы инфляции снизились в 1995 году до 160,3% против 1258% в 1994 году. Курс тенге по отношению к доллару США за 1994 год девальвировался в 8,6 раза, а в 1995 году только на 18%. Ставка рефинансирования Нацбанка снизилась с 300% в 1994 году до 45% в сентябре 1995 года и, в связи с ростом инфляции в силу влияния немонетарных факторов в четвертом квартале 1995г., повышена в настоящее время до 59%.
Проводимые Нацбанком меры положительно сказались на результатах финансовой и макроэкономической стабилизации, достигнутой на фоне достаточно сложной и противоречивой ситуации на микроуровне.
Популярные материалы:
Проблемы и причины их возникновения в сфере кредитования субъектов малого
предпринимательства
Финансовое состояние и показатели развития малых предприятий являются достаточно точной характеристикой экономической ситуации. Так, несмотря на стабилизацию экономического развития и возникновение большого числа новых малых предприятий, до полного освоения экономической ниши малого бизнеса в Росси ...
Модели управления, основанные на теории нечетких множеств
Синтез моделей управления банковскими ресурсами на основе методов теории нечетких множеств базируется на рассмотрении конечного множества X, что состоит из ряда элементов в виде: Одна из его подмножеств G может быть приведена в виде и характеризуется функцией : Таким образом, понятия принадлежности ...
Развитие банковской системы
На ход развития банковской системы влияет ряд макроэкономических и политических факторов. Среди них можно выделить такие, как: - степень зрелости товарно-денежных отношений; - общественный и экономический порядок, его целевое назначение и социальная направленность; - законодательные основы и акты; ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.